“Dance of life” by Edvard Munch

Edvard Munch is very different from his predecessors and future ones. His unhealthy vision of the world and acute sensitivity were formed in a distant childhood, leaving an imprint on the creative activity and personal life of the genius. The artist was born in 1863 in a large family, which in 1864 moved from a small Norwegian town to Christiania (modern Oslo). Soon, his mother passed away from tuberculosis, and another ten years later – his oldest beloved sister Sophie. Two painful losses of loved ones pointed Munch his own way, the way of the artist, capturing events and sensations.

becoming an artist

Spring. 1889.

In the 1880’s. first made a trip to Paris, after which he took the path of becoming “habitual” for us Munch. In the film “Spring” (1889) he parted with a dreamy uncertainty. Prototypes of Munch’s motifs of despair, loneliness and dreams are presented in the charm of details and a muffled atmosphere. Later, at art exhibitions, he was inspired by impressionism (Claude Monet, Édouard Manet, James Whistler), post-impressionism (Paul Gauguin, Van Gogh), neo-impressionism (Georges Seurat, Paul Signac) and Toulouse-Lautrec.

1892 Munch spent in Germany where he met many artists and writers who appreciated Scandinavian art more than their French counterparts. In Munch’s works of this period a strange mixture of symbolism and socialism, ideas of humanism and world pain is formed but it is still too early to speak about expressionism. In that year, the death (or rather the suicide) of another close person contributed to a sharp push in the development of the artist. Norwegian Danyi Juel or Soul as he called her the widest circle of acquaintances made Munch jealous of her friends, which was reflected in his self-titled work “Jealousy” (1894-1895).

1892-1902 — Munch’s breakthrough to his own personal style, as evidenced by such masterpieces as “Scream” (1893) and “Madonna” (1894-1895). This breakthrough was carried out on the principle of “three steps forward – two backwards”: as a result of the experiments the pictures radically differ from each other in character, style and execution. Now the artist’s new works are related to early expressionism.

I do not write what I see I write what I saw

what is EXPRESSIONISM

The concept of expressionism at that time was used mainly to refer to the activities of German writers and artists. Paul Cassirer (1871-1926), a Berlin art dealer, called “expressionism” the work of Edward Munch to show the difference between his work and impressionism. I consider it erroneous to attribute the entire Munch to pure expressionism since this direction was widely spread and developed only in the 1910s-20s. At this time Edward suffered a mania of persecution, was sick a lot and already departed from expressionist works. The fact that Munch stood at the roots of expressionism is yes, I agree.

But still what is expressionism? First of all, it is an expression of inner feelings, emotions and experiences. This is not a style, but a direction and a tendency, since each artist’s manner of expressing feelings is individual (compare, for example, the pictures of Ernst Kirchner, Oscar Kokoschka and Otto Dix). Internal emotional power is reflected with the help of bright colors, “grossly” simplified forms and refusal of the passive impressionistic image of nature. The laws of perspective, anatomy, naturalness, color are useless. For most Expressionists there is also a high degree of tension and a fascination with the aesthetics of coarseness and ugliness.

The features of expressionism are embodied in the main cycle of Munch’s work on life, love and death called “The Frieze of Life” over which he worked for thirty years since 1888. It also clearly distinguishes features of symbolism: the desire to transform nature, broad imaginative thinking and metaphoricality. In the images of the “Frieze of Life” the initial and final phases of the life cycle are traced, human life, its fate and the meaning of life are comprehended.

dance of life

Dance of life. 1899-1900.

Researchers of Munch’s work hold different theories about the source of the artist’s inspiration to create this picture. I am more impressed by the tragedy of the story told by Rolf Stenersen who was closely friends with the Norwegian artist. Even in his youth a lady from the circle of writer Hans Jaeger in which the artist was a member fell in love with him. That lady was a rich woman who went crazy about artists, but not their works. She wanted to conquer Munch. A day or so she spun around him and he ran to work quietly. Once, through a mutual friend she told me that she was lying at death and Edvard had to come. As soon as he entered the room she jumped out of bed with screams that he still loves her. They quarreled. The woman said that she would shoot herself which Munch certainly did not believe, putting his hand on her. The lady from somewhere took out her pistol and shot the index finger on her left hand. After this incident, he began to wear a glove to hide the injury, and became even more unsociable.

Stenersen talks about another love story. Even from the past situation it is clear that Munch had great power over women, many were looking for his love. However, the artist himself did not seek to marry, and as soon as the love story began, he immediately ran away from her. When he was still poor, he could marry one rich woman who appears in several of his paintings about love. But as she distracted him from work, he left her. And for the rest of my life I was afraid of her. We can only guess: who is that woman? Is not that the crazy lady? what kind of pictures are devoted to it? Is there a “Dance of Life” among them?

Its name “Dance of Life” was not derived from its creator, but from critics and art dealers. Munch often allowed them to do this – he liked the bookish nature of these names. Among them you can identify “Room of the dying”, “Meeting”, “Kiss”, “Vampire”, etc.

“Dance of Life” is the main picture of the famous cycle about life, love and death. At night on a full moon on a meadow near the lake or the sea in a fast pace dancing couples: men in black tuxedos and the women in yellow and white dresses. In the foreground on the sides are two women: on the left — in a white dress, on the right — in black. Between them a couple in love holding hands froze in the dance. People represent one whole with the landscape merge with it. They swing like a branch in the wind on a summer night.

Three ages of women (Sphinx). About 1894.

If we look at the two ladies on the left and right sides of the canvas, we will notice their similarity: both red with a rounded oval face, the same height and physique. The difference is only in their age and mood. Similar ladies we meet on the canvas “Three ages of women (Sphinx)” (1894), whose sketches show that three ladies are not portraits of different women. With the help of them, the artist embodies the various incarnations of the Woman. The one on the left, rejects the male attention, in the center — rivets his anxiety, and the extreme reminds the corpse and the notice of death. Flowers in the hands of a young girl hint at her innocence and presumptive gift to a man.

Munch himself commented on this work as follows: “… Three women – One in white, Irena, dreams of her future – Nude, Maya, full of joy of life – A sad woman with a stiff face pale as death stands between trees — This is fate Irene: Nurturing Patients Three such women appear in Ibsen’s plays under different circumstances – as well as in my frieze. “

Indeed, the similarity of these women we meet in the “Dance of Life”.

Here, a young beauty in white smiles at a dancing couple in the center and reaches for the flower to hear the beautiful scent of love and feel it on herself. Unlike her, an older woman creates the impression of being alienated, and with closed arms she seems to say: “Do not come near me, I beg you.” Her destructive glance at the dancers and tight lips are horrifying with their cruelty and cold-bloodedness. What could contribute to the amazing transformation?

It’s all about the vapors that flooded the clearing. Note that they are all faceless and the silhouettes are vague in motion. It does not matter who dances. The main thing is that they are passionately in love and for them no one else exists. In the foreground there are two pairs: the central pair and slightly behind the closer to the lady in black.

When you look at the picture you immediately pay attention to it — a brightly colored pair in the center. The lovers froze in the dance gently holding hands and do not take their eyes off each other. The outlines of their faces are implicit and nourish us with some conjectures about their thoughts. Do they confess to one another in eternal love? Unlikely. The yellow color of the face gives the impression of fatigue, sadness and nausea.

All women are associated with the man, his desires, experience and disappointment. If you understand the emotions of a man from a central couple is almost impossible then in pairs for a lady in black you can say with certainty: he gets great pleasure. His face is full of rapture thirst and animalism. Just look at the barely noticeable hair elongated ears and nostril holes. He grasps the partner around the waist as if he were about to eat it. Falling into the trap of love the partner can not escape from his clutches.

Pay attention to the pinkish-yellow moon. For Munch the moon is always a full moon. Being a genius in painting he was not distinguished by an outstanding mind: he did not take other phases of the moon, believing that the moon should be necessarily round. So, the Moon’s moon with its reflection in the water repeats itself in the pictures “The Voice” (1893), “Moonlight” (1895). All the attention of the artist is not focused on the image of male and female figures. He is interested in the firm moon pillar and the soft water surface as symbols of the male and female beginnings. In the “Moonlight” there is not even a man and a woman but their presence is clearly felt.

In my opinion, Munch as an artist fully revealed in this picture, “Dance of Life.” Even the famous “Shout” does not show us the versatility of the artist’s inner world, the spectrum of his experiences and thoughts. On one canvas, the unsociability, gloominess, suspicion, softness and touchiness, doubt, irony – all the most striking features of the character of Edvard Munch. They glorified him and destroyed him at the same time. His art is tragic, full of symbolism and mystery. He was able to express the sharpest spiritual collisions of the turn of the century, when everything new seemed alarming and unclear, and the collapse of the old was inevitable. This is what hides the genius of Edvard Munch.


sources used in the russian language:
  1. Norbert Wolff “Expressionism”, 2006. — 96 p.
  2. Ulrich Bischoff “Edvard Munch. 1863-1944. Paintings about life and death”, 2003. — 96 p.
  3. Jean Seltz “Edvard Munch”, 1995. — 95 p.
  4. M.I. Bezrukova “Foreign art of XX century. Edvard Munch”, 1984. — 64  p.
  5. Rolf Stenersen “Edvard Munch”, 1972. — 251 p.

Spelling error report

The following text will be sent to our editors:

Эдвард Мунк «Танец жизни»

Эдвард Мунк разительно отличается от предшествующих ему художников и будущих в том числе. Его нездоровое видение мира и обострённая чувствительность сформировались ещё в далёком детстве, оставив отпечаток на творческой деятельности и личной жизни гения. Художник родился в 1863 году в многодетной семье, которая в 1864 перебралась из маленького норвежского городка в Христианию (современный Осло). Вскоре его матушка скончалась от туберкулёза, а ещё через десять лет — его старшая любимая сестра Софи. Две болезненные потери близких указали Мунку его собственный путь, путь художника, запечетлевающего события и ощущения.

Становление художника

Весна. 1889. Холст, масло. Национальная галерея, Осло.

В 1880-х гг. впервые совершил поездку в Париж, после которой он встал на путь становления «привычного» для нас Мунка. В картине «Весна» (1889) он расстался с мечтательной неопределённостью. Прототипы мунковских мотивов отчаяния, одиночества и грёзы предстают в очаровании деталей и приглушённой атмосфере. Позднее на художественных выставках он вдохновлялся импрессионизмом (Клод Моне, Эдуард Мане, Джеймс Уистлер), постимпрессионизмом (Поль Гоген, Ван Гог), неоимпрессионизмом (Жорж Сёра, Поль Синьяк), а также живописью Тулуз-Лотрека.

1892 год Мунк провёл в Германии, где познакомился с многими художниками и литераторами, больше ценивших скандинавское искусство, нежели их французские коллеги. В работах Мунка этого периода образуется странная смесь символизма и социализма, идей гуманизма и мировой боли, но говорить об экспрессионизме ещё рано. В тот год смерть (а точнее самоубийство) ещё одного близкого человека способствовала резкому толчку в развитии художника. Норвежка Даньи Жюэль, или Душа, как прозвал её широчайший круг знакомых, заставила Мунка ревновать к её друзьям, что отразилось в его одноимённой работе «Ревность» (1894-1895).

1892-1902 гг. — прорыв Мунка к собственному персональному стилю, о чём свидетельствуют такие шедевры как «Крик» (1893) и «Мадонна» (1894-1895). Этот прорыв осуществился по принципу «три шага вперёд — два назад»: в результате экспериментов картины кардинально отличаются друг от друга по характеру, стилю и исполнению. Теперь новые работы художника относятся к раннему экспрессионизму.

Я пишу не то, что вижу, я пишу то, что видел.

Экспрессионизм — это

Понятие экспрессионизм в то время использовали в основном для обозначения деятельности немецких писателей и художников. Пауль Кассирер (1871-1926), берлинский арт-дилер, обозначал «экспрессионизмом» творчество Эдварда Мунка, чтобы показать разницу между его творчеством и импрессионизмом. Я считаю ошибочным относить всего Мунка к чистому экспрессионизму, поскольку это направление получило широкое распространение и развитие лишь в 1910-20-е. В это время Эдвард страдал манией преследования, много болел и уже отошёл от экспрессионистских работ. То, что Мунк стоял у истоков экспрессионизма — это да, согласна.

Но всё же, что такое экспрессионизм? В первую очередь, это выражение внутренних чувств, эмоций и переживаний. Это не стиль, а направление и тенденция, поскольку манера выражения чувств у каждого художника индивидуальна (сравните для примера картины Эрнста Кирхнера, Оскара Кокошки и Отто Дикса). Внутренняя эмоциональная сила отражается с помощью ярких цветов, «грубо» упрощенных форм и отказа от пассивного импрессионистского изображения природы. Законы перспективы, анатомии, естественности, цвета ни к чему. Для большинства экспрессионистов также свойственна высокая степень напряжения и увлечение эстетикой грубости и уродства.

Черты экспрессионизма воплощены в главном цикле работ Мунка о жизни, любви и смерти под названием «Фриз жизни», над которым он  работал на протяжении тридцати лет с 1888 года. В нём также ярко выделяются черты символизма: стремление к преображению натуры, широкое образное мышление и метафоричность. В образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека, его судьба и смысл бытия.

картина «Танец жизни»

Танец жизни. 1899-1900. Холст, масло. Национальная галерея, Осло

Исследователи творчества Мунка придерживаются разных теорий об источнике вдохновения художника на создание этой картины. Мне больше импонирует своей трагичностью история, рассказанная Рольфом Стенерсеном, тесно дружившим с норвежским художником. Ещё в юности в него влюбилась одна дама из кружка писателя Ханса Йегера, в котором состоял художник. Та дама была богачкой, сходившей с ума по художникам, но не их произведениям. Ей захотелось завоевать Мунка. Сутками напролёт она крутилась вокруг него, а он сбегал, чтобы спокойно поработать. Однажды через общего друга она передала, что лежит при смерти и Эдвард обязан приехать. Как только он вошёл в комнату, она вскочила с кровати с криками, что он всё-таки любит её. Поссорились. Женщина заявила, что застрелится, чему Мунк конечно же не поверил, положив свою руку на её. Дамочка откуда-то достала пистолет и прострелила художнику указательный палец на левой руке. После этого случая он начал носить перчатку, чтобы скрыть увечье, и стал ещё более нелюдимым.

Стенерсен говорит и о другой любовной истории. Даже из прошлой ситуации явно, что Мунк имел огромную власть над женщинами, многие искали его любви. Однако сам художник не стремился жениться, а стоило любовной истории начаться, как он сразу убегал от неё. Когда он был ещё беден, он мог жениться на одной богатой женщине, которая фигурирует в нескольких его картинах о любви. Но поскольку она отвлекала его от работы, он ушёл от неё. И до конца жизни боялся её. Нам остаётся лишь догадываться: кто та женщина? не та ли это сумасшедшая дама? какие именно картины посвящены ей? нет ли в их числе «Танца жизни»?

Своё название «Танец жизни» получила не от своего создателя, а от критиков и торговцев картинами. Мунк часто позволял им это делать — ему нравился книжный характер этих названий. Среди них можно выделить «Комната умирающего», «Встреча», «Поцелуй», «Вампир» и т.д.

«Танец жизни» — основная картина знаменитого цикла о жизни, любви и смерти. Ночью в полнолуние на поляне близ озера или моря в быстром темпе танцуют пары: мужчины в чёрных смокингах, а дамы в жёлтовато-белых нарядах. На переднем плане по сторонам стоят две женщины: слева — в белом платье, справа — в чёрном. Между ними в танце застыла влюблённая пара, держащаяся за руки. Люди представляют одно целое с пейзажем, сливаются с ним. Они качаются летней ночью как ветви на ветру.

Три возраста женщины (Сфинкс). Около 1894. Холст, масло. Собрание Расмуса Мейера, Берген, Норвегия.

Если мы присмотримся к двум дамам по левую и правую сторону полотна, то заметим их сходство: обе рыжие с округлым овалом лица, одинакового роста и телосложения. Разница лишь в их возрасте и настроении. Похожих дам мы встречаем на полотне «Три возраста женщины (Сфинкс)» (1894), эскизы которого показывают, что три дамы — не портреты разных женщин. С помощью них художник воплощает различные ипостаси Женщины. Та, что слева, отвергает мужское внимание, по центру — приковывает своей тревожностью, а крайняя напоминает труп и извещение о смерти. Цветы в руках молодой девушки намекают о её невинности и предположительном подарке мужчине.

Сам Мунк комментировал эту работу так: «… Три женщины — Одна в белом, Ирена, мечтает о своём будущем — Обнажённая, Майя, полна радости жизни — Печальная женщина с застывшим лицом, бледная, как смерть, стоит между деревьями — Это судьба Ирены: пестовать больных. Три такие женщины появляются в пьесах Ибсена при разных обстоятельствах — также как и в моём фризе».

Действительно, подобие этих женщин мы встречаем в «Танце жизни».

Здесь юная красавица в белом улыбается танцующей паре в центре и тянется к цветку, чтобы услышать прекрасный аромат любви и ощутить его на себе. В отличие от неё женщина постарше создаёт впечатление отчуждённости, а сомкнутыми руками она словно говорит: «Не подходите ко мне, умоляю». Её уничтожительный взгляд на танцоров и сжатые губы ужасают своей жестокостью и хладнокровностью. Что могло способствовать поразительному перевоплощению?

Всё дело в парах, заполонивших поляну. Обратите внимание, что все они безлики, а силуэты расплывчаты в движении. Не имеет значения кто танцует. Главное, что они страстно влюблены и для них никого более не существует. На переднем плане выделяются две пары: центральная и чуть позади ближе к даме в чёрном.

При взгляде на картину моментально обращаешь внимание на неё — ярко выделяющуюся пару по центру. Влюблённые застыли в танце, нежно взявшись за руки, и не отрывают друг от друга глаз. Очертания их лиц неявны и питают нас одними догадками об их мыслях. Они признаются друг другу в вечной любви? Навряд ли. По жёлтому цвету лица создаётся впечатление усталости, печали и тошноты.

Все женщины связаны с Мужчиной, его желаниями, опытом и разочарованием. Если понять эмоции мужчины из центральной пары практически невозможно, то в паре за дамой в чёрном можно с уверенностью заявить: он получает большое наслаждение. Его лицо полно восторга, жажды и анимализма. Только посмотрите на еле заметные волосы, вытянутые уши и ноздри-дырки. Он обхватывает партнёршу за талию так, будто бы вот-вот съест её. Попав в капкан любви, партнёрша никак не может вырваться из его цепких лап.

Обратите внимание и на розовато-жёлтую луну. Для Мунка луна — всегда полнолуние. Будучи гением в живописи, он не отличался выдающимся умом: он не принимал других фаз луны, считая, что луна должна быть обязательно круглой. Так, мунковская луна с её отражением в воде повторяется в картинах «Голос» (1893), «Лунный свет» (1895). Всё внимание художника сосредоточено не на изображении мужских и женских фигур. Его интересует твёрдый лунный столб и мягкая водная поверхность как символы мужского и женского начала. В «Лунном свете» даже нет мужчины и женщины, но их присутствие ясно ощущается.

На мой взгляд, Мунк как художник полностью раскрылся именно в этой картине, «Танец жизни». Даже знаменитый «Крик» не показывает нам многогранности внутреннего мира художника, спектра его переживаний и мыслей. На одном полотне соединились нелюдимость, мрачность, подозрительность, мягкость и обидчивость, сомнение, ирония — все самые яркие черты характера Эдварда Мунка. Именно они прославили его и уничтожили одновременно. Его искусство трагично, полно символизма и таинственности. Он сумел выразить острейшие духовные коллизии рубежа веков, когда всё новое представлялось тревожным и неясным, а крушение старого было неизбежно. В этом-то и скрывается гениальность Эдварда Мунка.


Источники

1. Норберт Вольф «Экспрессионизм», 2006. — 96 с.

2. Ульрих Бишофф «Эдвард Мунк. 1863-1944. Картины о жизни и смерти», 2003. — 96 с.

3. Жан Сельц «Эдвард Мунк», 1995. — 95 с.

4. М.И. Безрукова «Зарубежное искусство XX века. Эдвард Мунк», 1984. — 64  с.

5. Рольф Стенерсен «Эдвард Мунк», 1972. — 251 с.

2 нравится эта статья

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: