Marcel Duchamp. The Fountain

What contributed to the creation of “The Fountain”?

Why did the appearance of the urinal as an art object cause a real scandal?

What impact did the creation by Marcel Duchamp have on art?


Disclaimer: These quotes were translated from the Russian sources.

BACKGROUND

In 1916 an avant-garde trend emerged in literature, theater, cinema and the visual arts — Dadaism, or Dada. The poet Tristan Tzara, the founder of this direction, found the word “dada” in the dictionary, so this name has got accustomed.

Dadaism is primarily a state of mind, a mood as a reaction to events. The Dadaists expressed their protest in anarchistic, irrational, contradictory and senseless actions, declamations and works. The Dadaists consciously resorted to surprise, shock and scandal, and the reaction of the public and authorities was appropriate: the reports of the Dadaists aroused in the public the desired objections, and the events often ended in unrest and unrest.

In the language of the Negro tribe Crewe [dada] means the tail of a sacred cow, in some regions of Italy the mother is called so, this can be the designation of a child’s wooden horse, wet nurse, affirmation both in Russian and Romanian. This could also be the reproduction of an incoherent infant babble. In any case — something completely meaningless, which from now on has become the most successful title for the entire current

From Zurich, Switzerland, the birthplace of Dada, the direction also wanders to New York, USA. American groups differed from European ones in that the American Dadaists did not demand for themselves a dominant role. The main contribution to Dadaism on the other side of the Atlantic was done by the masters of fine arts, in particular Francis Picabia, Man Ray and Marcel Duchamp, who arrived in the USA in 1915.

marcel duchamp

It is worth noting that Marcel Duchamp fanatically played chess, that for a long time took all his attention and gave him constant food for the search for meanings. He “carefully thought out” his projects, kept them secret. Painting itself could always be “only one of the other means of expression,” as he once put it.

He was recognized at New York “Armory show” in 1913, which collected more than a thousand samples of the most modern art, mostly European. It featured four works by Duchamp, including “Nude, descending a staircase” (1912), which before this was blown to the nines by European critics. Duchamp came to America as a living legend.

creation of “The fountain”

Society of Independent Artists in 1917 announced the organization of the next annual exhibition: anyone who makes a $60 contribution has the right to exhibit their work.

A few days before the exhibition, Duchamp, along with friends Walter Arensberg and Joseph Stella went to the store J.L.Mott Iron Works, where he bought the urinal model Bedfordshire. Friends were puzzled: why did Duchamp need a urinal? Arriving home, Marcel performed three operations with it:

  1. Placed it on the pedestal.
  2. Put on it the signature “R. Mutt” and the date — 1917.
  3. Presented it on an exhibition of contemporary art.

So, he created a sculpture not customary for that time —  found object, or ready-made. This is a new, original genre in art. It is about consumer goods of industrial production, which only through their choice and representation become art. Duchamp only defines the found objects essentially as works of art.

It is very difficult to select an object because after 15 days you begin to love it or hate it. You should also treat it with indifference as if not experiencing aesthetic experiences. The choice of found objects is always based on visual indifference and at the same time in the total absence of good or bad taste

reaction

Фото Альфреда Стиглица, 1917 // Photo by Alfred Stieglitz, 1917

Members of the board of Society of Independent Artists did not know who would be the author of “The Fountain”, so heated arguments about it arose. It was decided not to allow the work before the exhibition on the grounds that “in its place this subject is very suitable, but this place is not an art exhibition at all!”. In protest, Duchamp left the Council.

“The Fountain” was taken away from the exhibition, but on April 9, 1917 Alfred Stieglitz photographed it on a pedestal in front of the painting “Warriors” (1913) by Marsden Hartley. He seemed to argue that the urinal is an art no less than his “background”. This photo appeared on the pages of The Blind Man, a Dadaist magazine, and since then this image has become a symbol of modern protest. And this same photograph confirms the very fact of the urinal’s representation as an object of art, for it soon disappeared. The first reproduction of the original will be made by Duchamp himself in just over 30 years — in 1950.

Even the most loyal fans of Duchamp — Katherine Dreier and Walter Arensberg —- did not take “The Fountain” seriously, either believing that this was a usual Dushamp joke, or accepting it with the same cold detachment that was at the heart of his plan.

Duchamp wrote in a letter to his sister Suzanne in Paris:

Tell the family this detail: “Independent” [exhibition] opened with great success. One of my girlfriends, under a man’s pseudonym, Richard Mutt introduced the urinal as a sculpture. There was nothing indecent about it. No reason to deny it. The committee decided not to take this thing to the exhibition. I resigned and this gossip will now be scattered all over New York City

influence

By his trick Duchamp was going to check the democratic principles of Society of Independent Artists. However, this was more than just a provocation of academic art. Duchamp’s found objects were primarily for a radically new definition of what could be a work of art, how we perceive it and how we use it. They first drew the attention of the public to the importance of the context for the designation and evaluation of a work of art.

Duchamp thus gives a sarcastic rebuff to the myth that passed from generation to generation that the artist is a genius creator. He was more interested in the gap with the traditional expectations of the public from art, the boundaries of creativity and their radical expansion.

At the same time, Duchamp’s found objects including “The Fountain” raise questions about authorship and first of all argue that the choice of the artist means more than the objects created by the artist.

Turning all the established categories used to assess the nature and meaning of the work of art, Duchamp questioned circulation, the market, the reception and distribution of art.

Entire generations of young artists, especially the 1960-1980s, referred to Duchamp and built their own creativity on his fundamental concept: any object can be declared art if it is provided with the characteristic attributes of a work of art (in this case the pedestal, the signature , public display at an art exhibition).

“The Fountain” is recognized as the greatest work of art in 2004, according to a survey of British art professionals, ahead of “The Young Ladies of Avignon” by Pablo Picasso.

In 2008 representatives of The independent magazine noted that “The Fontain” became the first work of conceptual art.


sources used in the russian language:
  1. Will Gompertz “What Are You Looking At?: 150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye”, 2016. — 464 с.
  2. Ditmar Elger “Dadaism”, 2006. — 96 с.
  3. Caroline Cros “Critical biographies. Marcel Duchamp”, 2016. — 208 с.
  4. “Surrealism. Illustrated Encyclopedia”, 2005. — 320 с.
Sources used the English language:
  1. BBC News: “Duchamp’s urinal tops art survey”, 2004
  2. Independent: “The loo that shook the world: Duchamp, Man Ray, Picabi”, 2008

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Spelling error report

The following text will be sent to our editors:

Марсель Дюшан. Фонтан

Что способствовало созданию «Фонтана»?

Почему появление писсуара как арт-объекта вызвало настоящий скандал?

Какое влияние на искусство оказало творение Марселя Дюшана?


предпосылки

В 1916 г. в литературе, театре, кино и изобразительном искусстве возникает авангардистское течение — дадаизм, или дада. Поэт Тристан Тцара, основатель этого направления, нашёл «дада» в словаре, так это название и прижилось.

Дадаизм — прежде всего состояние духа, настроение как реакция на происходящие события. Свой протест дадаисты выражали в анархических, иррациональных, противоречивых и бессмысленных акциях, декламациях и произведениях. Дадаисты осознанно прибегали к неожиданности, шоку и скандалу, и реакция общественности и властей была соответствующей: доклады дадаистов возбуждали в публике желаемые возражения, и мероприятия часто заканчивались волнениями и беспорядками.

На языке негритянского племени Кру оно [дада] означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения

Из Цюриха, Швейцария, родины дада, направление кочует и в Нью-Йорк, США. Американские группы отличались от европейских тем, что американские дадаисты не требовали для себя главенствующей роли. Основной вклад в дадаизма по другую сторону Атлантики сделали мастера изобразительного искусства, в частности Франсис Пикабиа, Ман Рэй и Марсель Дюшан, приехавший в США в 1915 г.

Марсель Дюшан

 

Стоит отметить, что Марсель Дюшан фанатично играл в шахматы, что долгое время занимало всё его внимание и давало ему постоянную пищу для поиска смыслов. Он «с предельной тщательностью» продумывал свои проекты, держал их в тайне. Сама же живопись всегда могла быть «лишь одним из прочих средств выражения», как он однажды выразился.

Он получил признание ещё на нью-йоркской «Арсенальной выставке» 1913 г., которая собрала более тысячи образцов самого современного искусства, в основном европейского. На ней были представлены четыре работы Дюшана, включая «Обнажённую, спускающуюся по лестнице» (1912), которую до этого разнесли в пух и прах европейские критики. Дюшан приехал в Америку живой легендой.

создание «Фонтана»

Общество независимых художников в 1917 г. заявило об организации очередной ежегодной выставки: каждый, кто внесёт $60 взнос, имеет право выставить свои работы.

За несколько дней до выставки Дюшан вместе с друзьями Уолтером Аренсбергом и Джозефом Стелла отправился в магазин J.L.Mott Iron Works, где он приобрёл писсуар модели «Бедфордшир». Друзья недоумевали: зачем Дюшану понадобился писсуар? Придя домой, Марсель произвёл с ним три операции:

  1. Поместил его на постамент.
  2.  Поставил на нём подпись «R. Mutt» и дату — 1917.
  3. Предложил его на выставку современного искусства.

Так, он создал не привычную для того времени скульптуру — «реди-мейд«. Это новый, самобытный жанр в искусстве. Речь идёт о потребительских товарах промышленного производства, которые лишь посредством их выбора и представления становятся искусством. Дюшан лишь определяет найденные объекты по существу как произведения искусства.

Очень трудно выбрать объект, так как по прошествии 15 дней ты начинаешь его любить или ненавидеть. Тебе же нужно относиться к нему с безразличием, как бы не испытывая эстетических переживаний. Выбор реди-мейдов всегда основан на визуальном безразличии и в то же время на полном отсутствии хорошего или плохого вкуса

Реакция

Фото Альфреда Стиглица, 1917 // Photo by Alfred Stieglitz, 1917

Члены состава совета Общества независимых художников не знали, кто бы автором «Фонтана», поэтому разгорелись горячие споры вокруг него. Было решено не допускать произведение до выставки на том основании, что «на своём месте этот предмет весьма пригоден, но это место — никак не художественная выставка!». В знак протеста он покинул Совет.

Скрыв «Фонтан» на время экспозиции, 9 апреля 1917 г. Альфред Стиглиц сфотографировал его на пьедестале перед картиной «Воины» (1913) Марсдена Хартли. Он словно доказывал, что писсуар является искусством не в меньшей степени, чем его «фон». Эта фотография появилась на страницах The Blind Man, дадаистского журнала, и с тех пор этот образ стал символом современного протеста. И эта же фотография подтверждает сам факт представления писсуара как объект искусства, ведь вскоре он пропал. Первая репродукция оригинала будет сделана самим Дюшаном через чуть более 30 лет — в 1950 г.

Даже самые преданные поклонники Дюшана — Катерина Дрейер и Уолтер Аренсберг — не относились к «Фонтану» серьёзно, либо полагая, что это обычная дюшановская шутка, либо принимали его с той же холодной отстранённостью, какая лежала в основе его замысла.

Дюшан писал в письме своей сестре Сюзанне в Париж:

Поведай семье эту подробность: «Независимые» открылись с огромным успехом. Одна моя подруга под мужским псевдонимом Ричард Матт представила на рассмотрение писсуар в качестве скульптуры. В нём не было ничего неприличного. Никаких причин, чтобы ей отказывать. Комитет решил не принимать на выставку эту вещь. Я подал в отставку, а эта сплетня теперь разлетится по всему Нью-Йорку

 

влияние

Своей выходкой Дюшан собирался проверить демократические принципы Общества независимых художников. Однако это было больше, чем просто провокация академического искусства. Реди-мейды Дюшана выступали прежде всего за радикально новое определение того, что может быть произведением искусства, как мы его воспринимаем и как мы его используем. Они впервые обратили внимание публики на важность контекста для обозначения и оценки произведения искусства.

Дюшан таким образом дает язвительный отпор передающемуся из поколения в поколение мифу, что художник есть гениальный творец. Его больше интересовал разрыв с традиционными ожиданиями публики от искусства, границы творчества и их радикальное расширение.

В то же время дюшановские реди-мейды, в том числе «Фонтан»  поднимают вопросы об авторстве и в первую очередь утверждают, что выбор художника значит больше, нежели сами созданные им объекты.

Перевернув все устоявшиеся категории, использовавшиеся для оценки природы и значения произведения искусства, Дюшан вместе с тем подверг сомнению обращение, рынок, рецепцию и дистрибуцию искусства.

Целые поколения молодых художников, прежде всего, 1960-1980-х гг., ссылались на Дюшана и своё собственное творчество выстраивали на его фундаментальной концепции: любой предмет может быть объявлен искусство, если он снабжён характерными атрибутами произведения искусства (в данном случае постамент, подпись, публичное выставление на художественной выставке).

«Фонтан» признан самым великим произведением искусства в 2004 г. по результатам опроса британских профессионалов по искусству, опередив «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо.

В 2008 г. представители журнала The independent отметили, что «Фонтан» стал первым произведением концептуального искусства.


источники на русском языке:
  1. Уилл Гомперц «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси», 2016. — 464 с.
  2. Дитмар Элгер «Дадаизм», 2006. — 96 с.
  3. Каролин Кро «Критические биографии. Марсель Дюшан», 2016. — 208 с.
  4. «Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия», 2005. — 320 с.
Источники на английском языке:
  1. BBC News: «Duchamp’s urinal tops art survey», 2004
  2. Independent: «The loo that shook the world: Duchamp, Man Ray, Picabi», 2008

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: