Василий Кандинский | 20 избранных цитат

Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» 1910 г. высказывает свои мысли о взаимосвязи искусств, каким должен быть художник и зритель, о важности композиции и цвета в живописи. Выбранные мною цитаты из трактата заставляют задуматься об указанных выше темах, не теряющих актуальности и сегодня.

**

В действительности же не та картина «хорошо написана», которая верна в своих ценностях… или которая почти научным образом разделена на «холодное» и «тёплое», а та картина хорошо написана, которая живёт внутренне полной жизнью.

**

Живопись — это язык, который формами, лишь одному ему свойственными, говорит нашей душе о её хлебе насущном; и этот хлеб насущный может в данном случае быть предоставлен душе лишь этим и никаким другим способом.

**

Художник — «царь» не только потому, что велика его власть, а потому, что велики и его обязанности.

**

Прекрасно то, что прекрасно внутренне.

**

Одиноких алчущих и имеющих способность видеть высмеивают или считают психически ненормальными.

**

Теория — это светоч, который освещает кристаллизовавшиеся формы вчерашнего и позавчерашнего.

**

Слово есть внутреннее звучание.

**

Только привычные предметы действуют на умеренно впечатлительного человека совершенно поверхностно. Но если мы видим их впервые, то они сразу производят на нас глубокое впечатление: так переживает мир ребёнок, для которого каждый предмет является новым.

**

Художник — рука, которая посредством той или иной клавиши целесообразно приводит в вибрацию свою душу.

**

В искусстве нет этого «должен», — оно навеки свободно. От этого «должен» искусство бежит, как день от ночи.

**

Нет ничего абсолютного.

**

Все средства святы, если они внутренне необходимы.

**

Так как искусство влияет на чувство, то оно может и действовать только посредством чувства.

**

Художник, который не использует своих даров, подобен ленивому рабу.

**

Искание личного, искание стиля (и между прочим, и национального элемента) не только — при всём желании — недостижимо, но и не имеет того большого значения, которое сегодня этому приписывают.

**

В искусстве теория никогда не предшествует практике, а наоборот.

**

Созидание же на чисто духовной основе является длительной работой, которая сначала начинается в достаточной мере вслепую и наудачу.

**

Человек, как правило, не любит погружаться в большие глубины, он охотно остаётся на поверхности, так как последняя требует меньшего напряжения. Хотя и «нет ничего более глубокого, чем то, что поверхностно», но эта глубина есть глубина болота.

**

Простое, внешне немотивированное движение таит неисчерпаемое, полное возможностей сокровище.

**

Новые принципы также не падают с неба, а находятся в связи с прошлым и будущим.


Источник на русском языке:

В.В. Кандинский «О духовном в искусстве» (серия «Великие личности»), 2016. — 160 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: