Изначально я собиралась поделиться с вами в этом посте исключительно зацепившими меня цитатами. Проглотив роман за пару дней, я поняла, что просто цитат будет недостаточно — мне необходимо изложить свои мысли хотя бы в краткой форме.

С Айрис Мёрдок, английской писательницей, я познакомилась через «Чёрного принца». Это приятное знакомство я продолжу другими известными романами автора — «Море, море» и «Под сетью» — но уже на языке оригинала.

По структуре «Чёрный принц» — это роман в романе. Мне показалось очень интересным решением сделать предисловие от «издателя», а затем «послесловия» от каждого из персонажей. Сам роман написан от лица главного персонажа Брэдли, поэтому прочитать мнение самих героев с их точки зрения, а не Брэдли — необычно и непривычно.

Произведение написано в 1973 году под сильным влиянием шекспировского «Гамлета» — название отсылает к главному персонажу великой пьесы. Более того, два главных героя произведения детально разбирают её в своих диалогах. После обучения на лингвистике и филологии читать эти фрагменты — сплошное удовольствие.

Помимо обсуждения и споров о литературе, Брэдли рассуждает сам с собой об искусстве, художнике (в широком смысле слова), а все персонажи — о жизни, любви и браке. И если бы не чрезмерно драматичный сюжет с поспешными переворотами/разворотами, «Чёрный принц» поселился бы на моих книжных полках.


  • Горе должно высекать искры, а не источать сырость.
  • Но для большинства из нас промежуток между «О, я мечтаю о будущем» и «Ах, уже поздно, всё в прошлом» так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться.
  • Самое важное, что должен научиться делать писатель, это рвать написанное.
  • Одно из многих отличий жизни от искусства, мой любезный друг, состоит в том, что персонажи в искусстве всегда сохраняют достоинство, а люди в жизни — нет.
  • Страх ожидания — одна из самых тяжких мук человеческих.
  • Неизвестное всегда представляется значительнее, чем оно есть на самом деле.
  • Искусство учит нас тому, как мало способен объять человеческий разум.
  • Искусство — неблагодарный и часто безвозмездный труд…
  • Плодовитость так легко спутать с силой воображения.
  • Искусство — это не болтовня плюс выдумки. Искусство рождается из бесконечного самоотречения и безмолвия.
  • Произведение искусства равно своему создателю. Оно не может быть больше, чем он. Как не может в данном случае быть и меньше.
  • Мы часто спешим занять те позиции, которые особенно боимся уступить враждебным нам силам.
  • Если человек — не писатель, от него никогда нельзя добиться точности.
  • Совершая дурные поступки, мы стараемся обезболить собственное воображение.
  • Поиски, как замечено психологами, представляют собой весьма своеобразный феномен: весь мир вдруг оказывается как бы единым пьедесталом, на который возводится зловещее отсутствие разыскиваемого.
  • Искусство так часто служит нам оградой.
  • Мы можем только ждать, пробовать, снова ждать.
  • А как убого и ограниченно наше понимание, этому искусство учит нас, наверно, не хуже, чем философия.
  • Всякое искусство имеет дело с абсурдом, но стремится достичь простоты.
  • Всякий художник — несчастный влюблённый.