When I Was a Work of Art

Eric-Emmanuel Schmitt is a contemporary French writer, known as the author of a number of easy-to-read books, but, nevertheless, filled with deep philosophical meaning. One can even say that each of his works is a philosophical parable that raises at least one global problem of being: what is life, death, God and religion.

His novel “How I Was a Work of Art” was written in 2002 and is no exception.

In the story, a young man who decides whether to jump off a cliff to commit suicide meets a famous avant-garde artist, Zeus-Peter Lama, who literally saves him from death. He offers 24 hours of existence, which will turn the young man’s consciousness upside down and convince him that life is beautiful and that later he will not want to say goodbye to this life. The young man agrees to the proposal of the artist, who turned him into a living sculpture, a piece of art. At first, a young man rejoices in his reincarnation: he sees the admiration of the public and considers himself to be necessary to society. He enjoys his new name “Adam-bis” and the effect he has on people. After some time, he loses interest in this, accidentally meets with the girl Fiona and her father Carl Hannibal, who turn the young man’s worldview. He realizes that he has made a big mistake and decides to bring the past back, trying to correct what has been done. He is kidnapped, resold several times, in the end, he finds himself in a national gallery and belongs to the state. He continues to secretly meet with Fiona and once he finds out that she is pregnant. At that moment he decides that he cannot continue this way — he must gain freedom for the sake of his wife and for the sake of the unborn child. The trial begins, as a result of which Zeus-Peter Lama gives up his claims to his creation, and he finds freedom.

The first thing that catches your eye is the theme of art, the “true artist” and the selling artist. What is art? Is an artist’s commercial activity an art? And the desire to sell a picture for a higher cost? All these questions are raised in the work to the surface, and the author argues about them, putting the characters in different situations. In the end, an artist who works not for money, but for the sake of art as such, becomes known and recognized, while the artist, chasing fame and popularity with the press, disappears from view, and for critics it becomes unnecessary for anyone. This topic is acutely relevant in today’s time, when art is undergoing very strong changes, and art objects cost fabulous money. The author once again reminds us that the revaluation of objects of art and in general any objects does not lead to anything good except death. First of all, the artist’s personality is destroyed, and as a result, the art itself, which is not engaged in transformation, disfigurement, is destroyed.

Who is Zeus Peter Lama? It seems that this person is on the surface: selfish, narcissist, placing himself above others, not at all embarrassed by this; in his mind, the whole world lies in front of him, and so it must go on forever. We know nothing more about this artist except the fact that his eighth wife is frozen and is in her “dream” in the basement of this house, just because she wanted to preserve her beauty. All the previous seven wives of the artist died for one reason or another. Such discoveries are suggestive whether everything is alright with this Zeus-Peter Lama. Even his name tells us about his supernatural essence — he is not a man. Zeus and Jupiter are Gods of Thunderers, and the author often compares this character with them. But is he a positive hero? He could be compared with Faust by Goethe, who seduces people, captivates them with dark forces and begins to rule them.

Another nuance that can be noted is that, despite all the transformations that Zeus accomplished over the young man, Adam’s soul remains intact, his ability to think and his eyes remain intact. He is still the same young man as he was on a cliff. He does not change inside with a changed body. His eyes are a reflection of his soul and all these thoughts that he endures. It was these eyes that Fiona saw and realized that inside this monster there is a person who can still be saved.

Speaking many times “young man”, we do not turn to tautology. Everything is justified by the fact that the real name of the young man-statue is revealed only at the end of the novel, when he meets his parents in a new denunciation, he is called Tazio. Before that, we only knew his surname (Firelli), and that he is the younger brother of the famous twin models. Thus, we can conclude that this character should not be perceived by us as a person — from the very beginning he was a thing without a name, and when his name appears in the work, his human essence is revived with human fears with desires and vices.

When Adam-bis gets into the national gallery and becomes the property of the state, his body begins to abandon the manipulations the artist has done on him. His body literally unfolds, festers, breaks into small pieces. All this is due to the fact that Adam himself begins to understand: appearance is not important in order to become happy and find himself in this world.

The last two notes on the metamorphosis of Adam are reinforced by the sensation of temperature as the main character: before him, let’s say, “accepting oneself”, everything seemed cold to him, and with the advent of rejection of Zeus’s manipulations, heat and tremor appear.

To some extent, the antipode for Adam-Bis is the fate that befell his two twin brothers, whom he envied all his life. One of them is killed by a drug overdose right at one of the auctions where Adam was sold. Thanks to this, another two years of quiet life in the role of a model appear after the second brother, after which he will have to retire or just commit suicide. They did not have their families, and they stopped communicating with their parents. They had nothing left but beauty, faded with their youth.

Beauty and deformity is another line of questions and answers expressed in the novel. Each character has his own view on the definition of beauty and deformity and on their role in human life. Any statement on this topic can be safely entered into a notebook with quotes, since they will always be relevant.

Spelling error report

The following text will be sent to our editors:

Как я был произведением искусства

Эрик-Эмманюэль Шмитт — современный французский писатель, известен как автор ряда простых для прочтения произведений, но, тем не менее, наполненных глубоким философским смыслом. Можно даже сказать, что каждое его произведение — это философская притча, поднимающая как минимум одну глобальную проблему бытия: что есть жизнь, смерть, Бог и религия.

Его роман «Как я был произведением искусства» написан 2002 году и не является исключением.

По сюжету молодой человек, решающий спрыгнуть ли с обрыва, чтобы покончить жизнь самоубийством, встречается со знаменитым художником авангардистом Зевсом-Питером Ламóй, который буквально спасает его от гибели. Он предлагает 24 часа существования, которые перевернут сознание молодого человека и убедят его в том, что жизнь прекрасна и что впоследствии он не захочет расстаться с этой жизнью. Молодой человек соглашается на предложение художника, который превратил его в живую скульптуру, в предмет искусства. Молодой человек вначале радуется своему перевоплощению: он видит восхищение публики и считает себя нужным обществу. Он наслаждается своим новым именем «Адам-бис» и тем эффектом, который он производит на людей. Через какое-то время он теряет к этому интерес, случайно встречается с девушкой Фионой и её отцом Карлом Ганнибалом, которые переворачивают мировоззрение молодого человека. Он понимает, что совершил большую ошибку и решает вернуть прошлое назад, пытается исправить сделанное. Его похищают, перепродают несколько раз, в конце концов, он оказывается в национальной галерее и принадлежит государству. Он продолжает тайком встречаться с Фионой и однажды узнаёт, что она беременна. В тот момент он решает, что так дальше не может продолжаться — он должен обрести свободу ради жены и ради будущего ребёнка. Начинается судебное разбирательство, в результате которого Зевс-Питер Лама отказывается от своих притязаний на своё творение, и тот обретает свободу.

Первое, что бросается в глаза, это тема искусства, «истинного художника» и продажного художника; что является искусством? Коммерческая деятельность художника — это искусство? А желание продать картину за большую стоимость? Все эти вопросы, подняты в этом произведении на поверхность, и автор рассуждает о них, ставя героев в различные ситуации. В конце концов, художник, работающий не ради денег, а ради искусства как такового, становится известным и признанным, в то время как художник, гоняющийся за славой и популярностью у прессы, исчезает с поля зрения, а для критиков он становится никому ненужный. Эта тема остро актуальна в сегодняшнее время, когда искусство претерпевает очень сильные изменения, а предметы искусства стоят баснословных денег. Автор лишний раз напоминает нам, что переоценка объектов искусства и вообще каких-либо объектов не приводит ни к чему хорошему кроме гибели. Уничтожается, в первую очередь, личность художника, а как следствие разрушается само искусство, занимающееся не преображением, обезображиванием.

Кто же такой Зевс-Питер Ламá? Кажется, эта личность лежит на поверхности: эгоистичный, самовлюбленный, ставящий себя выше других, нисколько не стесняясь этого; в его мыслях весь мир лежит перед ним, и так должно продолжаться вечно. Больше об этом художнике нам ничего не известно кроме того факта, что его восьмая жена заморожена и находится в своём «сне» в подвале этого дома, лишь потому что она захотела сохранить свою красоту. Все предыдущие семь жён художника умерли по тем или иным причинам. Такие открытия наводят на размышление всё ли в порядке с этим Зевсом-Питером Ламóй. Даже его имя говорит нам о его сверхъестественной сущности — он не человек. Зевс и Юпитер — Боги громовержцы, и именно с ними автор часто сравнивает этого персонажа. Но является ли он положительным героем? Его можно было бы сравнить с Фаустом Гёте, который соблазняет людей, пленяет их темными силами и начинает ими управлять.

Ещё один нюанс, который можно отметить это, несмотря на все превращения, которые совершил Зевс над своим подопечным, у Адама нетронутым остаётся душа, его умение мыслить и глаза. Он остаётся тем же самым молодым человеком, каким был у обрыва на скале. Он не изменяется внутри при изменившемся теле. Его глаза — отражение его души и всех этих мыслей, которые он переносит. Именно эти глаза увидела Фиона и поняла, что внутри этого чудовища есть человек, которого ещё можно спасти.

Говоря много раз «молодой человек», мы не обращаемся к тавтологии. Всё обосновано тем, что настоящее имя молодого человека-статуи открывается лишь в конце романа, когда он встречается со своими родителями в новом обличении, его называют Тацио. До этого мы лишь знали его фамилию (Фирелли), и что он младший брат знаменитых близнецов моделей. Таким образом, можно сделать вывод, что этот персонаж не должен восприниматься нами как человек — он с самого начала был вещью без имени, и когда появляется его имя в произведении, возрождается и его человеческая сущность с человеческими страхами с желаниями и пороками.

Когда Адам-бис попадает в национальную галерею и становится собственностью государства, его тело начинает отказываться от тех манипуляций, которые совершил над ним художник. Его тело буквально раскладывается, гноится, распадается на мелкие кусочки. Всё это связано с тем, что сам Адам начинает понимать: внешность не важна для того, чтобы стать счастливым и найти себя в этом мире.

Последние две заметки о метаморфозах Адама подкрепляются и ощущением температуры главным героем: до его, условно скажем, «принятия себя» всё казалось ему холодным, а с приходом отторжения манипуляций Зевса появляются жара и дрожь.

В какой-то мере антиподом для Адама-Биса является судьба, постигшая его двух братьев-близнецов, которым он завидовал всю свою жизнь. Один из них погибает от передозировки наркотиками прямо на одном из аукционов, на котором продавали Адама. У второго брата появляется благодаря этому ещё каких-то два года спокойной жизни в роли модели, после которых ему придётся уйти на пенсию или так же покончить с собой. У них не было своих семей, а с родителями они прекратили общение. У них ничего не оставалось кроме как красоты, увядшей вместе с их молодостью.

Красота и уродство — ещё одна линия вопросов и ответов, выраженных в романе. Каждый персонаж обладает своим взглядом на определение красоты и уродства и на их роль в жизни человека. Любое высказывание на эту тему можно смело заносить в блокнот с цитатами, поскольку они будут актуальны всегда.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: